ЧТО ТАКОЕ МКПП?

Коробка передач в автомобиле воспринимает значительные нагрузки, передача не одного десятка лошадиных сил, вырабатываемых двигателем внутреннего сгорания на ведущие колёса. Основной задачей, с которой должна справиться коробка передач это изменение мощности на ведущие колёса, изменение направление движения и при необходимости отключение связи между двигателем и ведущими колесами. В механической коробке эту функцию выполняет отдельный узел - сцепление. По сути это устройство предназначенное для преобразования и передачи крутящего момента от к колесам автомобиля посредством приводных валов и шарнирных элементов ШРУС (Шарнир Равных Угловых Скоростей), карданных крестовин, так же есть модификации МКПП предназначены не только для движения автомобилей но и для отбора мощности для привода дополнительных агрегатов: компрессоров, насосов раздаточных коробок и иных устройств.

Основным отличием от остальных типов коробок передач, является непосредственное участие человека (водителя) в процессе переключения передач. Изменяя передаточное число между ведущей и ведомой шестерней, водитель сам выбирает с какой скоростью, и в каком направлении должен двигаться автомобиль в тот или иной момент времени.

ВИДЫ МКПП

Механические коробки переключения передач можно разделить на несколько видов и подвидов. Основная масса на  авторынке "Малиновка" (Минск, район д.Озерцо, центральный автомобильный рынок Беларуси (рядом с м-н Малиновка), заполнена переднеприводными коробками установленными на легковые автомобили бюджетного класса, далее можно отметить автомобили с полным приводом который занимает примерно треть рынка и делится на два подвида с совмещенной раздаточной коробкой (рено Дастер, Степвей, Сценик ) и раздельной ( Жигули Митсубиси Мерседес Ауди БМВ).

Далее стоит отметить классическую компоновку автомобилей с продольным расположением КПП и преимущественно задним приводом за исключением в основном концерна Ауди. А так же коммерческий транспорт и грузовые автомобили.

Получается основным критерием классификации КПП является привод автомобиля в этом случае разделить их можно на следующие категории:

  • Передний привод с поперечным расположением КПП
  • Передний привод с продольным расположением КПП
  • Задний привод с продольным расположением КПП
  • Полный привод с поперечным расположением КПП
  • Полный привод с продольным расположением КПП

ПРИНЦИП РАБОТЫ МКПП

Рассмотрим принципиально разные МКПП и принцип их работы:

ДВУХВАЛЬНЫЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

В данной конструкции имеется вал ведущий и вал ведомый. Ведущий вал через сцепление соединен с коленчатым валом. Шестерни на ведущем валу установлены жестко и входят в зацепление с шестернями на ведомом валу, вращение от которого, в свою очередь, передается на главную передачу и дифференциал, а оттуда — на колеса.

Преимуществом данной конструктивной схемы является компактность , а также простота обслуживания и ремонта. Привод переключения передач в данном случае осуществляется тягами (устаревший способ привода) или тросами, которые с легкостью можно отрегулировать.

Принцип работы МКПП

Разрез двухвальной механической коробки передач

ТРЕХВАЛЬНЫЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЗАДНЕПРИВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Особенностью конструкции данной коробки передач является наличие трех валов:

  • входного (ведущего);
  • промежуточного;
  • выходного (ведомого).

Входной вал соединяется через сцепление с коленчатым валом. Тяга от входного вала далее через шестерни передается на промежуточный вал, а от него — на вал выходной, затем — к главной передаче и колесам.

ТРЕХВАЛЬНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВУМЯ ВЫХОДНЫМ ВАЛАМИ

ДЛЯ ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Чтобы сделать коробку передач максимально компактной, производители идут на различные конструкторские ухищрения. Одним из таких ухищрений является использование в конструкции двух выходных валов. Приводятся оба ведомых вала от одного входного вала и передают далее тягу через шестерни на главную передачу . Все передачи синхронизированы (то есть для включения передач используются синхронизаторы). Долговечность и компактность – основные преимущества данной схемы расположения элементов коробки передач. Все дело в том, что нагрузка, которая в двухвальной коробке передач приходится на один выходной вал, в трехвальной распределяется на два вала.

ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ МКПП

Современная механическая коробка переключения передач является сложным механизмом, ремонт которого сложно осуществить без наличия специального оборудования. Из этого следует, что ремонтные работы любого вида КПП нужно осуществлять в сертифицированных автосервисах. Диагностика  осуществляется в первую очередь, в процессе которой специалист делает первоначальные выводы исходя работы агрегата при движении автомобиля. После чего принимается решение об извлечении коробки или произведении ее ремонта непосредственно на автомобиле.

Затруднение включения передач может быть вызвано заеданием сферического шарнира, деформация рычага и вилок переключения, плохое скольжение муфт ступиц и штоков вилок. Для устранения этой проблемы прочищаются отверстия фиксаторов и ползунов, восстанавливаются или заменяются изношенные детали. В некоторых случаях достаточно отрегулировать привод механизма переключения передач.

Самопроизвольное выключение передач обусловливается износом зубьев муфты синхронизатора и шариков штока, низкой упругостью пружин фиксаторов и непригодностью блокирующих колец синхронизаторов. Изначально проверяют состояние зубьев шестерней, надежность крепления коробки к картеру сцепления и вилок переключения, и если необходимо затягивают фиксирующие гайки. При необходимости мастер заменяет или восстанавливает изношенные детали узла.

Шум в коробке переключения передач вызывается износом шестерней, подшипников и синхронизаторов, осевым люфтом валов, загрязнением трансмиссии или низким уровнем масла в ней. Уровень и качество масла проверяется при диагностике коробки. Для устранения данной поломки, как правило, заменяют блокирующие кольца, фиксаторы и сухари вместе с шестернями.

Утечка масла из коробки передач возможна при послаблении креплений крышек картера и сцепления, износом сальников валов и повреждением уплотнительных прокладок. Здесь все предельно просто, после выявления мест течи, заменяют сальники прокладки, или затягивают нужные гайки креплений. Если причиной течи стали трещины на корпусе картера или самой коробки, их при возможности заваривают. В некоторых случаях возникает потребность замены картера.

Перегрев коробки не только возможен при низком уровне масла, но и при заедании валов в подшипниках. В случае износа подшипников их заменяют, также проверяется целостность самих валов. Возможно появление в масле металлической стружки, которая также может быть причиной перегрева агрегата, нужно обязательно выявить и устранить причину ее появления. Скорее всего, нужно будет заменить некоторые детали механизма. 

Сделать диагностику и ремонт МКПП в Минске

Надлежащий ремонт коробки передач может провести только высококвалифицированный специалист, который специализируется на ремонте современных видов механических трансмиссий. Каждый этап ремонта МКПП является трудоемким процессом, что обусловливает стоимость проводимых работ. Не стоит гнаться за экономией, обращаясь в небольшие мастерские, которые «умеют» все.  Особенности каждой модели автомобиля и ее трансмиссии требую отдельного подхода и знаний от мастера. Также наличие современного оборудования и специального инструмента будет не менее важным фактором, чем знания и опыт специалиста.

Ремонт МКПП --->Мобильный: +375 (44) 738-40-72